вторник, 30 ноября 2021 г.

Играем вместе!

 Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ЗПР.

Младшие школьники с ЗПР испытывают значительные затруднения при выполнении письменных работ и в процессе чтения. У них наблюдаются все категории ошибок: искажение фактов, пропуск смысловых элементов, их повторы и усечение, нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов.

А как мы знаем, овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга, взаимодополняемости левого и правого полушария. Отсутствие же слаженности в работе двух полушарий – одна из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией.

Самая приемлемая форма для  занятий — это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества, когда появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Но и в этом возрасте дети продолжают активно играть. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. В школьном возрасте внимание ребёнка становится более устойчивым, идёт непроизвольное освоение учебного материала. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки.

«Чтение стихотворения под хлопки»

Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции.

Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст, стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).

Зима недаром злится.

Прошла ее пора'.

Весна в окно стучится

И гонит со двора'. (Ф. И. Тютчев)

«Посчитай буквы и слова»

Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового

восприятия.

Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

Красивый рыжий кот сидел на подоконнике. (6 слов)

Затруднения у детей могут возникнуть при учёте предлогов. Потом попросите ребёнка посчитать, сколько букв в каждом слове. Затем, например, назвать: какая вторая буква в слове «рыжий», а какая четвёртая? Какая третья буква с конца в слове «подоконнике»? Далее ребёнок записывает это предложение в тетрадь и, подкрепляя анализ зрительно, ещё рассчитает количество слов в предложении и количество букв в каждом слове. Количество слов в предложении нужно записать в скобках в конце предложения. Количество букв в каждом слове указать письменно над ним.

«Гусеница»

Закрепление звукобуквенного анализа.

Предложите ребёнку превратить заданное вами слово в гусеницу. Одна буква — один кружок в её тельце. Сколько букв в слове — такой длины и должна быть гусеница. Сначала ребёнок должен в уме посчитать количество букв в слове, потом нарисовать кружочки тела гусеницы, а затем вписать буквы в эти кружочки. Усложнённый вариант: ребёнок вписывает буквы не сначала, а с конца слова (более сложный звукобуквенный анализ). Можно также попросить ребёнка раскрасить гусеницу: гласные буквы — красным цветом, согласные — синим.

 


«Составь слово»

Развитие речи и умения делать звукобуквенный анализ

Предложите ребёнку придумать и записать слово по заданной схеме. Количество чёрточек — количество букв в слове. Схема может быть любой.

А- - --

-А- - -

- - А - - - - - -

О - - -

- - У - - -

Л - - - -

 «Расширение словарного запаса»

По команде взрослый и ребёнок начинают записывать названия города, животного, дерева, которые начинаются на букву «О». Даётся 1-2 минуты. Потом нужно перейти к букве «К» и т. д. Можно использовать один или несколько экземпляров таблицы. Выигрывает тот, кто заполнил все графы в своей таблице.


 

город

деревня

птицы

Животные

овощи

фрукты

о

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

Игры для коррекции дисграфии.

 Если дисграфию вызывают трудности программирования и контроля, добавьте в игру элементы для развития внимания и способности переключаться:

называем съедобное – ребёнок хлопает 1 раз, несъедобное – 2 раза;

съедобное – хлопает 1 раз; животное – 2 раза; несъедобное и не животное – топает.

 Когда дисграфия обусловлена трудностями перерaботки слуховой информации, внесите в игру задания на дифференциацию звуков:

в слове есть звук «С» – хлопаем, нет звука «С» – не хлопаем;

звук «С» – хлопаем 1 раз; есть звук «З» – хлопаем 2 раза.

 Если у ребёнка есть трудности перерaботки зрительной и зрительно-пространственной информации и он зеркалит буквы, неровно пишет, путает порядок букв в слове, – включайте в игру элементы, которые активизируют рaботу зрительных и зрительно-пространственных функций:

круглое – хлопаем, не круглое – не хлопаем;

больше стула – хлопаем, меньше – не хлопаем.

 Литература

1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Санкт-Петербург,изд. ДетствоПресс, 2006

2. Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд.  

  « АЙРИСпресс»,2017

3. Соболева О.Л. Экспериментальный учебник. М.-Новая школа,1997


Комментариев нет:

Отправить комментарий