Развитие связной речи


Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.    
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).       
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития имеет некоторые особенности:
-    использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной; 
-    несформированность грамматического строя речи;
-    недостаточность словообразовательных процессов.      
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития важным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка.
Особенности связной речи у детей с ЗПР:
1.Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет.
2. При пересказе текстов ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
3. Высказывания нецеленаправленны, обычно используются примитивные грамматические конструкции, затруднено связное выражение мысли.
4. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений, по опорным словам, у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.
5. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.
6. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить.
7. Анализ высказываний показал, что для рассказов характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.
8. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер (характер разговора). У этих ребят только начинается переход к контекстной речи, имеющей характер монолога. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня развития познавательных процессов.     

Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Литература:
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2008.



        







Скачать:

 Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей перссказу Средняя группа.pd

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей перссказу Старшая группа.pdf

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей перссказу Подготовитель




Скачать: Развитие речи. Лексика и грамматика. Ю.Н. Кислякова, М.В. Былино.docx




Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знакомые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин. 
Скачать:


Book titled '******'Read this book made on StoryJumper




Скачать:

Скачвть:



 УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.  

Работа с данной тетрадью поможет развить у ребенка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказывать прочитанное. 

После каждого текста вы найдете серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Работая с данной тетрадью, дети познакомятся со временами года, изучат месяцы, их последовательность, узнают о характерных особенностях природы каждого времени года. Отвечая на вопросы, дошкольники смогут более полно понять содержание текста и научатся правильно согласовывать слова в предложении, понимать отношения между этими словами. Пересказы дают возможность овладевать грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания, обогащать собственную речь красочными и точными прилагательными.


Скачать:





В предлагаемом издании подобраны игры и упражнения, направленные на развитие речи, а также интеллекта, внимания и памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составленные в игровой форме занятия помогут сформировать выразительность речи ребенка и умение, верно, формулировать свою мысль, выработать четкость произношения каждого слова, навык правильной постановки ударений в словах, грамотность, ясность речи, обогатить словарный запас и т. д.




 







Скачать:



ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ  

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифицированных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены специальной фонетической символикой, а также цветными сюжетными картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей. 



Скачать:


Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Логопед выразительно читает стихотворение.
2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 Скачать:




Скачать:


Комментариев нет:

Отправить комментарий